Обращение в третейский суд – альтернативный способ разрешения споров, возникающих между участниками гражданского оборота, который позволяет урегулировать разногласия без обращения в государственные суды.
Основной принцип третейского разбирательства – это добровольное исполнение сторонами решения третейского суда.
Обязательным условием для передачи спора в третейский суд является соглашение, заключенное сторонами в письменной форме. Именно в момент подписания соглашения стороны выражают подлинную волю относительно выбора возможного варианта судебного разбирательства.
В арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене. Если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, такое решение может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, принципы и достоинства третейского разбирательства предоставляют гражданам и участникам предпринимательской деятельности дополнительную возможность выбора способа разрешения возникшего спора.
Процессуальным законодательством на арбитражные суды возложены функции содействия и контроля в отношении третейских судов.
Во исполнение таких функций арбитражные суды рассматривают дела:
- об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
- о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
- об оказании содействия третейским судам по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в рамках которых суд разрешает вопросы, связанные с: отводом третейского судьи; назначением третейского судьи; прекращением полномочий третейского судьи.
Если решение третейского суда не будет исполнено добровольно, сторона, в пользу которой принято решение, имеет право обратиться за выдачей исполнительного листа в государственный суд.
Деятельность третейских судов и арбитражных учреждений в Российской Федерации регулируется:
Законом Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»
Арбитраж (третейское разбирательство) с местом арбитража на территории Российской Федерации может либо администрироваться постоянно действующим арбитражным учреждением, либо осуществляться третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).
Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется некоммерческой организации актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Министерство юстиции Российской Федерации) на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (часть 4 статьи 44 Закона об арбитраже).
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет депонирование правил постоянно действующих арбитражных учреждений (постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 577 «Об утверждении Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения») и утверждает перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями, который ведется в электронной форме и размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (пункт 41 статьи 44 Закона об арбитраже, пункт 53 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20.03.2019 № 45 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства»).
Согласно части 13 статьи 52 Закона об арбитраже с 1 ноября 2017 года постоянно действующие третейские суды, не соответствующие требованиям статьи 44 данного закона и не получившие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража.
С актуальной информацией о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения можно ознакомиться на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (minjust.gov.ru) на странице «Депонированные правила арбитража».